О программе ООР

 

Программа Open Educational Resources (Открытые образовательные ресурсы – ООР) была инициирована ЮНЕСКО в 2002 г. Программа ООР обеспечивают стратегическую возможность совершенствовать качество образования, а также содействовать политическому диалогу, обмену знаниями и наращиванию образовательного потенциала. ООР представляют собой материалы для преподавания, обучения или проведения исследований, которые находятся в открытом доступе или выложены с лицензией на интеллектуальную собственность, что позволяет их свободное использование, адаптацию и распространение.

 

Примеры ООР

 

Free Online Course Materials MIT OpenCourseWare – Массачусетский Технологический Институт, США (см. ниже). В рамках ресурса сегодня в сети доступно множество публикаций в рамках MIT OCW.

iTunes U – Apple iTunes. Целый раздел в онлайн-магазине с доступным бесплатно образовательным контентом. Десятки университетов и колледжей США, сотни курсов, тысячи видео и аудио подкастов лекций и семинаров, доступных абсолютно бесплатно из любой точки мира.

Wikibooks Викиучебник. Открытые книги в формате Wiki. Сервис использует коллективный подход, принятый в Wikipedia, а также лицензию Creative Commons. Есть подсайт с книгами на русском языке.

UniverTV – образовательный видеопортал (Россия). Здесь собраны видеозаписи лекций в российских ВУЗах (контент доступен только для ознакомления).

YouTube – Google. Данный ресурс в отдельном представлении не нуждается. Весь контент (видео материалы) доступен для просмотра бесплатно. Здесь присутствует большая часть видео, доступного через iTunes U. Есть множество лекций на русском языке.

 

Программа MIT OpenCourseWare (OCW) (http://ocw.mit.edu) представляют собой веб-публикации практически всех образовательных курсов Массачусетского технологического института (МТИ). Программа OCW является открытой и доступна для всего мира и является постоянным направлением деятельностью МТИ. Через нее доступны практически все публикации материалов МТИ, отражающих почти все предметы бакалавриата и магистратуры, преподаваемые в Массачусетском технологическом институте. Программа OCW не предполагает получение образования в МТИ. В рамках программы OCW также не предоставляются ученые степени или аттестаты. Также материалы могут не отражать всего содержание курса. Тем не менее, на сайте программы зарегистрировано 146 млн. посещений, сделанных 104 млн. пользователей практически из всех стран мира. К программе OCW обращаются как преподаватели, так и студенты со всего мира (в среднем 1 млн. посещений в месяц). Ниже приводится карта посещений из различных регионов мира:

Аудитория OCW состоит из преподавателей, студентов, самостоятельно обучающихся граждан и других категорий учащихся (см. ниже):

 

 

Программу MIT OpenCourseWare можно успешно использовать для решения широкого круга задач (см. ниже).

 

Направления использования

Доля, %

Преподаватели

Углубление своих знаний

31

Изучение новых методов преподавания

23

Включение материалов OCW в свои курсы

20

Справочные материалы для своих студентов

15

Разработка учебного плана для своего курса или школы

8

Студенты

Углубление своих знаний

46

Дополнение к изучаемому предмету

34

Планирование направлений исследования

16

Самообразование

Изучение областей знаний за пределами своей профессиональной деятельности

40

Изучение основных понятий и идей в своей профессиональной области

18

Подготовка к будущим исследованиям

18

Углубление знаний в своей профессиональной области

17

Решение задач, связанных с работой над своими проектами

4

 

Посетители сайта MIT OpenCourseWare положительно оценили программу. 93% пользователей удовлетворены широтой тематик и областей знаний, 88% – глубиной подаваемого материала, 92% – качеством и 92% пользователей – новизной и современностью материалов. 96% преподавателей утверждают, что программа способствует/будет способствовать улучшению преподавания их предметов. 96% посетителей будут рекомендовать сайт программы своим коллегам.

 

Также, одним из примеров работы в рамках ООР является американский Институт изучения проблем управления знаниями в образовании (ISKME) (http://www.iskme.org). Институт ISKME – это независимая некоммерческая научно-исследовательская организация, созданная в Калифорнии в 2002 г. ISKME является пионером в области обмена знаниями и образовательных инноваций. Занимаясь исследованиями, распространением, использованием и стратегическим управлением знаниями в сфере образования, ISKME помогает школам, колледжам, университетам и организациям, расширять свои возможности для сбора и обмена информацией, применять их при решении четко определенных проблем и создавать открытые образовательные среды, сосредотачиваясь на обучении и достижении успеха в получении и усвоении знаний. ISKME также помогает благотворительным организациям и государственным учреждениям изучать и совершенствовать процессы выдачи грантов для постоянного улучшения, оценки и обучения в ходе проведения исследовательских работ. ISKME поддерживает и участвует в программе ЮНЕСКО ООР. Его участие в этой программе заключается в поддержке обмена знаниями и непрерывном совершенствовании образовательных ресурсов, используемых в преподавании и обучении.

Участники программы ООР:

Программа ООР способствует развитию стремления студентов к поиску, оценке и переоценке фактического материала, анализу, проверке, а также к созданию и распространению в свободном доступе имеющихся образовательных ресурсов. Программа ООР укрепляет их способности как исследователей, конструкторов, учащихся, сотрудников, руководителей и авторов.

Обучающий контент ООР включают в себя различные виды цифровых ресурсов: курсы, материалы курсов (конспекты лекций, сборники заданий, учебные видео- и аудиоматериалы, иллюстрации, симуляции и др.), содержание модулей, учебные объекты, коллекции и журналы. Инструменты включают в себя программное обеспечение, которое поддерживает создание, доставку, использование и улучшение открытого обучающего контента, поиск и организацию контента, системы управления контентом и обучением, инструменты разработки контента и сообщества онлайнового обучения.

 

В июне 2012 г. в Париже в здании ЮНЕСКО прошел Всемирный конгресс по открытым образовательным ресурсам (http://oercongress.weebly.com/paris-declaration.html), который принял Парижскую декларацию по ООР, которая, в частности, рекомендует государствам-членам ЮНЕСКО:

1.        Способствовать лучшему пониманию и использованию ООР.

2.        Облегчить создание благоприятных условий для использования информационно-коммуникационных технологий.

3.        Усилить разработку стратегий и политик в области ООР.

4.        Содействовать пониманию и использованию систем открытого лицензирования.

5.        Поддерживать прочную основу для устойчивого развития качества учебных материалов.

6.        Способствовать стратегическим альянсам в области ООР.

7.        Поощрять разработку и адаптацию ООР в различных языковых и культурных контекстах.

8.        Поощрять исследования в области ООР.

9.        Облегчить поиск, получение и распространение ООР.

10.    Поощрять открытое лицензирование образовательных материалов, созданных за счёт государственных средств.

 

Проблемы ООР в России

 

Одна из острых проблем, препятствующих распространению движения ООР в России, связана с правовым аспектом. Любые материалы, распространяемые в форме ООР, являются объектом авторского права или, проще говоря, интеллектуальной собственностью. Авторы материалов, стремясь предоставить доступ к результатам своего труда как можно большему числу людей по всему миру, распространяют свою интеллектуальную собственность на условиях свободных лицензий. Среди прочих свободных лицензий наиболее распространены Creative Commons и GNU Free Documentation License, причем первую можно встретить чаще. Однако в Российском законодательстве не предусмотрена передача прав на беспрепятственное копирование и распространение интеллектуальной собственности третьим лицам посредством подобного рода лицензий. В настоящий момент единственным законным основанием для использования ООР в России является письменное согласие автора. Можно отметить, что в России также не адаптирована и не имеет юридической силы лицензия GNU GPL, что делает ситуацию с использованием свободного программного обеспечения неоднозначной. Очевидно, что такое положение вещей только препятствует распространению движения ООР в России. В России уже принимались попытки адаптации лицензии Creative Commons (и других), как самой перспективной в области ООР и свободной культуры. Однако к настоящему моменту положительных результатов в этом направлении нет, а специально открытый сайт Creative Commons Russia прекратил свое существование.

 

Источники:

1.              http://www.col.org

2.              http://www.iskme.org

3.              http://oer.snosakhgu.ru

4.              http://www.unesco.org

5.              http://oercongress.weebly.com

6.              http://ocw.mit.edu

7.              http://cvut.ru