Образовательная платформа Coursera

 

Последнее время в мире появляется много проектов онлайн обучения, предоставляющих качественные и бесплатные образовательные онлайн курсы в области техники, гуманитарных наук, медицины, биологии, социальных наук, математики, бизнеса, информатики и в других областях. Одним из самых значимых образовательных ресурсов является портал Coursera.

Coursera является образовательной платформой, которая сотрудничает с ведущими университетами и организациями по всему миру, и предлагает онлайн курсы для всех желающих на бесплатной основе. Целью учредителей портала является обеспечить всем желающим в ближайшем будущем доступ к высококачественному образованию мирового уровня. "Мы стремимся дать людям возможность получить образование, которое улучшит их жизнь, жизнь их семей и сообществ, в которых они живут", – заявляют учредители Coursera.

Платформа Coursera была основана в 2012 г. преподавателями Стэндфорского университета Эндрю Нг (Andrew Ng) и Дафной Кoллер (Dafne Koller).

В настоящее время общее количество студентов на Coursera превысило 6 млн. человек, при этом 21,4% из этого числа – это студенты из Азии; лишь треть живет в США. Россия входит в пятерку стран, студенты которой проходят обучение на Coursera (по оценке Д. Колер, россиян – около 2%, то есть около 100 тыс. человек).

Ниже приведен список 10 самых популярных курсов по состоянию на сентябрь 2013 г. Лидирует пока социальная психология с 240 тыс. студентов, из них русскоязычных по оценкам более 12 тыс.

 

Название курса

Название университета

Преподаватели

Количество студентов

Социальная психология

Уэслианский университет

Скотт Плоус

240423

Думай: как спорить и убеждать (логика)

Университет Дьюка

Вальтер Синнотт-Армстронг, Рам Нета

226751

Основы программирования

Университет Торонто

Дженнифер Кэмпбелл, Пол Грис

198494

Теория игр

Стэнфордский университет

Университет Британской Колумбии

Кевин Лейтон-Браун, Мэттью О. Джексон, Йоав Шохем

193455

Психология иррационального поведения

Университет Дьюка

Дэн Ариэли

185398

Введение в финансы

Мичиганский университет

Готэм Каул

151346

Создание стартапов

Стэнфордский университет

Балайи С. Сринивасен, Виджей С. Пэнд

143415

Думай: как спорить и убеждать (логика)

Университет Дьюка

Вальтер Синнотт-Армстронг, Рам Нета

138851

Творчество, инновации и изменения (инновационный междисциплинарный курс)

Университет штата Пенсильвания

Джек В. Мэтсон, Даррелл Велегол, Кэтрин В. Яблоков

136774

Интеллектуальный анализ данных

Университет Джонса Хопкинса

Джефф Лик

134431

 

За два года к глобальной образовательной платформе присоединились Принстонский, Колумбийский и Мичиганский университеты, европейские университеты Эдинбурга, Манчестера и Лозанны, а также Шанхайский транспортный университет. В октябре прошлого года к проекту присоединились и российские МФТИ, Университет Санкт-Петербурга и Высшая школа экономики (ВШЭ). 107 образовательных учреждений мира сотрудничают сейчас с Coursera. Количество онлайн курсов превысило 550 единиц.

По утверждению Дафны Коллер, "Coursera – это не просто онлайн-лекции, а это целая система для взаимодействия преподавателя со студентами и самих студентов между собой. Проактивное обучение дает лучшие результаты, чем просто лекции и пассивное изучение материалов".

Наиболее привлекательным фактором такого проекта как Coursera является та роль, которую этот портал может играть в получении образования гражданами, которые не имеют возможности получить такое образование в своих странах из-за отсутствия институтов высшего образования в стране, либо неимущими гражданами. Д. Коллер рассказывает, что уже через четыре месяца после старта проекта Coursera на портале зарегистрировалось около одного миллиона человек. Одним из таких зарегистрировавшихся был молодой человек из Греции Кристос Пориос. Он подписался на курс лекций по обработке естественного языка в рамках программы по искусственному интеллекту и математической лингвистики. Он сказал, что ситуация в Греции такова, что получить образование в стране становится практически невозможным.

В будущем Coursera будет предоставлять магистерское образование: полноценные программы, а не только узко специализированные курсы, как это происходит сейчас. Особенность проекта заключается в том, что эти программы будут состоять из курсов сразу нескольких учебных заведений с тем, чтобы отобрать самых "сильных" преподавателей.

Массовое открытие онлайн-курсов позволяет ведущим образовательным учреждениям мира в разы расширить число своих слушателей. Эксперты задаются вопросом, не посчитают ли потенциальные учащиеся небольших колледжей онлайн-курсы элитных университетов более привлекательными и с финансовой точки зрения, тем более что за очное образование с проживанием в студенческих городках студентам приходится платить 60 тыс. долл. и более в год. По утверждению Кевина Кери (Kevin Carey), директора образовательной политики фонда "Новая Америка" (New America Foundation), "в образовательной среде возникла паника, является ли она безосновательной – пока неясно".

Генеральный директор института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина считает, что экспансия онлайн-курсов элитных американских вузов может серьезно ударить по региональным институтам. По ее оценке, нынешние американские программы способны привлечь до миллиарда слушателей по всему миру, среди которых будут и россияне, которые заинтересованы в бесплатном дипломе именитого вуза. Абанкина считает, что языковой барьер – не такая большая проблема для желающих получить качественное образование.

Безусловно, многие видят в онлайн-образовании революционную инновацию, новую возможность получения знаний и способность демократизировать всю систему образования. Но существуют и определенные недостатки и сложности.

Как пишет известный эксперт Екатерина Изместьева, "многие упускают из вида в позитивной оценке онлайн-образования такую вещь как "троллинг" (насмешки, деструктивные комментарии), а также неадекватное поведение на онлайн-курсах. Пользуясь анонимностью в системе онлайн-образования, некоторые студенты демонстрируют асоциальное поведение по отношению к другим студентам или преподавателям. Во время исследования обнаружилось, что такие субъекты трусливо прячутся за ложными email-адресами, но таких студентов можно выявлять и исключать с курса".

Однако серьезным ограничением на пути развития онлайн-образования является сложившийся рынок труда, когда при найме на работу работодатель требует определенный сертификат или диплом о получении традиционного образования, а обучение по таким программам как Coursera может в лучшем случае рассматриваться просто как хорошее дополнение к традиционному образованию: в отделе кадров всегда потребуют диплом. Признание работодателями сертификатов Coursera и других образовательных онлайн-курсов позволит им на равных конкурировать с традиционной системой образования.

 

Использованные источники

 

  1. https://www.coursera.org/
  2. http://te-st.ru/2013/01/30/koller-postrelease/
  3. http://blog.coursera.org/
  4. Коммерсантъ Деньги, № 8, (966), 2014.
  5. http://blog.ted.com/
  6. http://www.vedomosti.ru/
  7. http://newamerica.net/
  8. http://www.fastcompany.com/
  9. https://ru-ru.facebook.com/